Сильная и известная на
весь мир советская система образования была создана для решения проблем
трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить
массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества.
Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить
бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли
или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти
речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования,
предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей
его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования
становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих
компетентностей, готовности к переобучению.
В свою очередь, навыки
непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и
обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное
образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к
осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной
самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность,
система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального
образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня
представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека
и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и
долгосрочного развития всей страны.
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит
то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития
страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам
удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков,
всех будущих поколений.
|