Показатели квалификации учителя
1. Направления развития образования
Приоритетный национальный проект «Образование»
2006 г.:
Основные направления
национального проекта «Образование»
– Дополнительное вознаграждение
за классное руководство.
– Поощрение лучших учителей.
– Стимулирование
общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные
программы.
– Информатизация образования.
– Оснащение российских школ
учебным оборудованием.
– Поставка школьных автобусов в
сельские территории.
– Поддержка подготовки рабочих
кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего
профессионального образования.
– Стимулирование учреждений
высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные
программы.
– Формирование сети национальных
университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов –
комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного
социально-экономического развития регионов.
– Государственная поддержка
талантливой молодежи.
– Организация профессионального
образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по
контракту.
– Государственная поддержка
субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Проект «Наша новая школа»
2.Основные законодательные и нормативные документы
Конституция РФ.
Федеральный закон об образовании.
Проекты федеральных законов
Указы Президента Российской
Федерации
Акты Правительства России
Приказы Минобрнауки России
Нормативные документы
устанавливают формы и образцы образовательных документов, правила их заполнения
и выдачи.
3. Новейшие достижения педагогов, науки и практики
4. Цели, содержание, формы, методы обучения и воспитания
Цели. Основная цель школьного обучения в наши дни – становление
мыслящей продуктивной личности, владеющей взаимосвязанными способами
преобразующей деятельности.
Содержание. Содержание учебного предмета включает основы наук, а
именно его понятия, идеи, законы, принципы, важнейшие факты. Содержание
образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления
деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и
эмоционально-ценностных отношений. Тем самым содержание образования существенно
шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт
человечества в его структурной полноте. Усвоение социального опыта в его
цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть
хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться»
в социальную систему, а изменять ее.
Данная концепция не сводит содержание образования к науке. А учебные предметы
(физика, химия, литература, иностранные языки и др.) не могут представлять
собой простую проекцию науки на школу и быть уменьшенными копиями той или иной
научной дисциплины.
Формы. С учетом потребностей и
возможностей личности образовательные программы осваиваются в школе
·
в очной форме,
·
в форме семейного образования,
·
в форме индивидуального обучения,
·
в форме экстерната.
Методы.
Методы обучения предполагают обеспечение такой организации обучения (возможно
технологического уровня), такое развитие методической стороны учебного процесса,
способствующей максимальному вовлечению всех учащихся в активную познавательную
деятельность.
Перспективы демократизации, гуманитаризации и
гуманизации школы и учебного процесса создают условия развития и
совершенствования методов обучения в таких основных направлениях:
— индивидуализация обучения;
— формирование творческого отношения
(познавательной активности, интереса, мотивации) к учению, добыванию знаний;
— использование методов обучения,
основанных на новейших разработках нейролингвистики, компьютерной техники и
т.п.;
— технологизация учебного процесса;
— применение методов проблемного обучения,
развивающего обучения, эвристического обучения, личностно-ориентированного
обучения и ряда других направлений.
В начальных классах предпочтительнее
использовать:
- из словесных методов — рассказ и беседу;
- из наглядных методов — преимущественно
метод демонстрации;
В средних классах:
- из словесных методов — беседу и
рассказ;
- из наглядных методов можно использовать
большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью
обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень
развитости логического и абстрактного мышления учеников.
По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания
познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает
доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной
деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует
введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого
поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к
разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности
методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся
может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних
методов другими. Для подготовки учащихся к творческой деятельности важно
постепенно сближать методы обучения с методами исследования.
5. Современные концепции и технологии.
КОНЦЕПЦИЯ— 1) генеральный
замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов,
планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в
обществе.
В основе
к. лежат определенные представления о месте и функциях человека в мире и
в обществе.
1. Содержание образования
определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе.
Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у
школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек,
овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как
«производительная сила». Образование, реализующее такое содержание, может быть
охарактеризовано как технократическое или сциентистское. (Сциентизм -
мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном
знании и методах естественно-научного познания как о наивысших культурных
ценностях.).
2. Содержание образования
определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть
усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и
умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.
Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимися, кстати, к тем
же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри
существующей социальной структуры. В этом случае и требования к образованию
соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению
знания, умения и навыки по языкам, математике, физике и другим учебным
предметам. Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно.
3. Содержание образования
рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества,
тождественный по структуре (разумеется, не по объему) мировой культуре. В
последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и
педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в
понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в
социуме. То, что называют личностно
ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального
социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а
значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно
деятелъностным. Проявления этого процесса глубоки и разнообразны. Они, прежде
всего, предполагают отказ от жестких авторитарных схем, связанных с
манипулированием учащимися, ориентацию на их развитие и воспитание. Конструктивно
деятельностное понимание сущности образования стало основой построения
концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам
гуманистического мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ— способ
преобразования. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы,
последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми
средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
6. Принципы анализа и построения образовательных систем и методов
планирования их деятельности.
7. Современные методы психолого-педагогической диагностики.
8. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
9. Функциональные обязанности учителя
1. осуществляет обучение и
воспитание обучающихся с учетом возрастных особенностей и специфики предмета,
проводит уроки и другие учебные занятия в закрепленных за ним по распределению
учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и
дисциплину;
2. реализует рекомендованные МО
РФ образовательные программы в соответствии с учебным планом, собственным
поурочным планом и расписанием занятий, использует при этом разнообразные
приемы, методы и средства обучения
3. обеспечивает уровень
подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного
образовательного стандарта;
4. выполняет правила и нормы
охраны труда, техники электробезопасности и противопожарной защиты,
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся;
5. оперативно извещает
руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает
меры по оказанию первой доврачебной помощи;
6. ведет инструктаж обучающихся
по технике безопасности и правилах поведения в классе
7. ведет в установленном порядке
документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости
обучающихся по принятой в образовательном учреждении системе, выставляет оценки
в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет
администрации школы отчетные данные;
8. вносит предложения по
улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводит
до сведения заведующего кабинетом, руководства образовательным учреждением обо
всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, влияющих на здоровье
и работоспособность обучающихся;
9. участвует в работе
педагогического совета образовательного учреждения и совещаниях, проводимых
администрацией образовательного учреждения;
10. участвует в установленном
порядке в итоговой аттестации обучающихся;
11. допускает на занятия
администрацию школы, специалистов комитета по образованию и науке в целях контроля
и оценки деятельности педагога;
12. готовится к проведению
занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует
в деятельности методических объединений, принятых в образовательном учреждении,
городе;
13. подбирает определенную
методику для конкретного класса (группы), с учетом знания программ, учебников,
учебно-методических пособий
14. в случае выполнения
обязанностей заведующего кабинетом руководит работой лаборанта
15. дежурит по образовательному
учреждению в перерывах между занятиями в соответствии с графиком дежурств, а
также за 20 минут до начала занятий и в течение 20 минут после окончания
занятий;
16. осуществляет межпредметные
связи в процессе преподавания;
17. осуществляет замену временно
отсутствующего учителя по распоряжению заместителя руководителя
образовательного учреждения и с собственного согласия:
18. поддерживает связь с
родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
19. соблюдает Устав
образовательного учреждения и правила внутреннего распорядка, иные локальные
правовые акты образовательного учреждения;
20. соблюдает этические нормы
поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному
положению учителя;
21. соблюдает законные права
обучающихся;
22. регулярно проходит
медицинский осмотр (1 раз в год);
23. осуществляет контроль за
соблюдением правил техники безопасности и поведения в классе.
10.Содержание базового компонента преподаваемого предмета.
1. Информация, информационные
процессы
2. Алгоритмы и алгоритмизация
3. Программирование
4. Системы счисления
5. Архитектура ПК
6. Информационно-коммуникационные
технологии
11. Структура и содержание
преподаваемого предмета по этапам обучения.
12. Оборудование предметного кабинета.
13. Требования к составлению рабочих программ.
14. Система внеклассной и факультативной работы.
|