Показатели квалификации учителя
1. Направления развития образования
§ Обеспечение доступности качественного общего образования
§ Повышение качества школьной учебной литературы
§ Повышение уровня оплаты труда работников образования
§ Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
§ Повышение качества профессионального образования
§ Расширение общественного участия в управлении образованием
§ Развитие сети общеобразовательных учреждений
§ Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
2.Основные законодательные и нормативные документы
4. Цели, содержание, формы, методы обучения и воспитания
Основная цель школьного обучения в наши дни – становление мыслящей продуктивной личности, владеющей взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических способностей личности, ее социальное и духовное развитие. Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой и социальной средой и с самим собой. Содержание — это важнейший компонент учебного процесса и основное средство достижения цели в образовании: умственного воспитания, интеллектуального развития и навыков учащихся, формирования ценностного отношения к миру. Содержание образования — это «педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности» (И.Я. Лернер //Российская пед. энциклопедия. В 2-х т. Т 2 М • БРЭ, 1999. — С. 349).
Источниками содержания общего образования служат основы наук, опыт, практика деятельности человека. Содержание образования уточняется в учебном предмете, закрепляется в учебных планах и программах. Затем программа обучения развертывается в учебниках.
Формы. С учетом потребностей и возможностей личности образ программы осваиваются в школе
· в очной форме,
· в форме семейного образования,
· в форме индивидуального обучения,
· в форме экстерната.
· дистанционная форма
Методы.
классификации методов на следующих основаниях:
1. По источнику информации с учетом формы обучения.
2. По характеру поисковой деятельности.
3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).
4. По логической структуре содержания учебного материала.
5. Современные концепции и технологии
Концепция – это 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда. Следовательно, в основе концепции национально-регионального компонента должна лежать системообразующая идея, которая позволила бы соединить комплекс различных учебных дисциплин в целостную систему, подчиненную единым целям и задачам.
Технологии. Информационно-коммуникационные
6. Принципы анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности.
Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления.
Образовательная система в России
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения системы образования в России следующие;
1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вносятся коррективы в содержание образования, организационно-управленческую структуру всей системы образования, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования.
2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.
3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государстве.
7. Современные методы психолого-педагогической диагностики.
Наблюдение. Классификация видов наблюдения:
- по времени проведения: непрерывные и дискретные;
- по объему: широкие и узкоспециальные;
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.
Эксперимент.
Лабораторный эксперимент.
Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ). Виды ППЭ:
- констатирующий;
- проверочный;
- созидательно-преобразующий (формирующий);
- контрольный.
Констатирующий эксперимент проводят в начале исследования.
Формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения остояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку.
8. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Специфическим является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико- синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями.
9. Функциональные обязанности учителя
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
- осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
- способствует формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению учебной программы;
- реализует учебную программу;
- использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;
- обеспечивает уровень подготовки учащихся по своему предмету не ниже требований образовательных стандартов;
- соблюдает права и свободы обучающихся, определенные уставом школы;
- участвует в деятельности методического объединения школы;
- систематически повышает свою квалификацию, не реже одного раза в 5 лет проходит курсы повышения квалификации при Чувашском республиканском институте образования;
- осуществляет связь с родителями;
- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса. Должностная инструкция учителя информатики
Общие положения
1.1.Учитель информатики школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование. 1.2.В своей деятельности учитель информатики руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.3.Учитель информатики должен знать:
•Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; •основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; •методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники; •требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; •средства обучения и их дидактические возможности; •основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; •основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
10.Содержание базового компонента преподаваемого предмета.
- Информация и информационные процессы
- Компьютер(ЭВМ)
- Информационные технологии
- Информационное моделирование
- Управление и алгоритмы
-
Программирование
12. Оборудование предметного кабинета.
Сстав системы средств обучения курсу информатики:
• программно-методическое обеспечение процесса преподавания;
• объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;
• учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ;
• учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;
• методика применения системы средств обучения, ориентированной на использование информационных и коммуникационных технологий.
Кроме того, кабинет информатики оснащается:
* набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов учебных предметов;
* заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;
* комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы;
* журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
* журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;
* журналом отказа машин и их ремонта;
* стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;
* аптечкой первой помощи;
* средствами пожаротушения;
* инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.
13. Требования к составлению рабочих программ.
Рабочая учебная программа составляется в соответствии со структурой:
1).Титульный лист содержит:
2).Пояснительная записка.
3).Требования к уровню подготовки обучающихся.
4).Учебно-тематический план
5).Содержание учебного предмета.
6).Контроль уровня обученности.
7).Литература и средства обучения.
14. Система внеклассной и факультативной работы.
Выделяют следующие виды внеклассной работы (по Ю.М. Колягину):
1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия.
2. Работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к информатике.
3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении информатики.
Факультативная работа направлена на создание организационных условий формирования информационной культуры учащихся в учебном процессе по предмету «Информатика». Программа факультативных курсов синтезирует как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в учебную и игровую деятельность ребенка, а также формирование системно-информационных взглядов на мир. Она должна основывается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся , изучении специфики развития их мышления и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности. Факультативный курс призван формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития, обеспечивать развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Программа должна быть направлена на формирование у школьника основных представлений и навыков:
· информационного мировоззрения;
· алгоритмического мышления;
· работы в среде Windows.
Знакомство:
· с современными информационными технологиями обработки текстов, графики, вычислений на ПК;
· с ресурсами и возможностями сетей и Интернет;
· с информационной стороной жизни общества.
|