Предмет анализа – уровень сформированности учебно-познавательной деятельности учащихся:
- мотивационной,
- операционно-познавательной,
- рефлексивно-коррекционной.
Инструментами для оценки уровня учебно-познавательной деятельности являются опорные конспекты: - «Диагностическая карта мотивационной деятельности учащихся» - «Формы проявления операционно-познавательной деятельности учащихся. Тип мышления.» - «Диагностическая карта рефлексивно-коррекционной деятельности учащихся» Средства деятельной оценки – наблюдения в классе, изучение работ учащихся (лабораторно-практических, контрольных, тестовых, реферативных и т.д.) Формой для сбора и обработки информации является бланк – «Инструментарий для оценки уровня проявления учебно-познавательной деятельности учащихся». Внесение информации в бланк производится в соответствии с алгоритмом:
1) записываются исходные данные – класс, предмет, учитель, учащиеся, временной период исследования (урок, блок уроков по одной теме, четверть…), используемая технология;
2) оцениваются уровни мотивации, рефлексии, фиксируются формы проявления операционно-познавательной деятельности в соответствии с диагностическим инструментарием (опорные конспекты)
3) напротив фамилий учащихся вносятся отметки констатационного характера, например «Х»
4) подсчитывается количество отмеченных клеток в вертикальных колонках. Полученная сумма заносится троку «Итого»
5) в графу «Оценка» записываются выставляемые учащимся оценки за период времени, указанный в бланке(или общая оценка)
Обработка полученной информации:
1) Цифры строки «Итого» используются для построения диаграмм на этом же бланке путем заштриховывания клеток снизу вверх (количество клеток, отложенных вверх равно суммарному количеству проявлений каждого параметра); Полученная диаграмма служит наглядным выражением оценки уровня учебно-познавательной деятельности класса при использовании конкретной технологии обучения.
2) Цифровое и графическое выражение результата используется для дальнейшего анализа эффективности примененной технологии через установление взаимосвязей между степенью проявления деятельностной характеристики и достаточностью условий для ее проявления (имеются в виду положительные параметры мотивации и рефлексии).
3) Соотношение количественной оценки с проявлением деятельностных характеристик позволяет проанализировать связь между усвоением знаний и развитием щкольника.
4) Информация по каждому ребенку может быть использована учителем – для анализа адекватности собственного воздействия на конкретного ученика, для – поиска путей индивидуализации обучения.
Таким образом, выявление степени эффективности примененной технологии с точки зрения уровня сформированности учебно-познавательной деятельности (УПД) учащихся происходит в следующей последовательности действий: эмпирический анализ УПД статистический анализ УПД системно-структурный анализ УПД
|